Эйлинн
Начитаешься всякого, а потом живешь с этим... (с)

Обон (お盆) - трехдневный праздник поминовения умерших и тот самый летний фестиваль, когда повсюду в ночи зажигают красочные бумажные фонарики и в лодочках отправляют их в путь по воде.

Одна из буддийских сутр, Улламбана-сутра, повествует об ученике Будды, юноше по имени Мокурэна. Мокурэна обладал необычным даром, при помощи которого он мог проникать в загробный мир. Однажды он решил проведать свою умершую мать и так с ужасом узнал, что она попала в мир голодных духов, а значит, обречена на ужасные страдания. Тогда Мокурэна обратился к учителю и спросил, есть ли способ спасти душу матери. Будда посоветовал ему сделать подношения угощений, благовоний и светильников множеству монахов, которые вернулись из летнего уединений, на 15й день седьмого месяца. Так душа его матери освободилась, а переполненный счастьем Мокурэна стал танцевать.

Традиция устраивать праздник для душ умерших предков, в благодарность за их жертвы, заботы и доброту, зародилась в конце правления сёгуната Муромачи (1336-1573 годы), а слово "Обон", происходит, как считается, или от названия подношения духам ("бон"), или от японского прочтения названия Улламбана-сутры ("урабон-э").

Исторически праздник проходил с 13го по 16й день седьмого месяца, а пик Обона, 15й день, приходился на полнолуние. После перехода Японии на григорианский календарь, в числе прочих заимствований Реставрации Мэйдзи (1873 год), некоторые люди стали праздновать Обон по новому календарю - в середине июля ("седьмой месяц"), некоторые по старому календарю - в середине августа, а некоторые - по лунному календарю (на полнолуние, даты плавают).

В наши дни, в виду спада религиозности, преобладает августовская дата. В июле Обон празднуют в некоторых районах Токио, Йокогаме, Тохоку, по старому лунному - на севере Канто, в Шикоку, Окинаве. Но, на какую бы дату фактически не приходился Обон, приготовления к празднику все равно распределяются где-то между серединой июля и серединой августа.

В список государственных праздников Обон не входит, но многие работодатели в виду хорошей традиции дают несколько дней отпуска своим сотрудникам, чтобы те могли приехать в свои родные места (жара, забитый транспорт и пробки повсеместно прилагаются). Обон, правда, с местными особенностями, празднуют в Китае, Корее, Малазии и японскими общинами в других странах. В Японии, как обычно бывает, в праздновании Обона смешиваются обряды буддизма, синтоизма и местные традиции.

Люди верят, что в Обон души умерших приходят обратно в свои дома, чтобы воссоединиться с семьей. В храмах читают священные тексты, в домах украшают алтари и готовят подношения, родственники навещают друг друга и дарят подарки, повсюду зажигают фонари и благовония. Будучи летним фестивалем, Обон обычно превращается в карнавал с шествиями, соревнованиями, играми, пестрыми летними кимоно, сладостями и фейерверками. В августе ежегодно начинаются метеоритные дожди, которые делают праздник мистическим.

Конечно же, хотя души умерших, пришедшие навестить родные дома, по традиции предписывается встречать с почтением и радостью, никому не хочется, чтобы они задержались надолго. Поэтому все обряды Обона направлены на то, чтобы, с одной стороны, душам умерших угодить и ничем не обидеть, а с другой стороны - чтобы они все-таки ушли.

Японцы - народ практичный, и к Обону, как и к любому другому празднику, повсюду появляются фестивальные рыночки (бон-но-ичи), где можно купить фонарики, круглые веера, барабаны и трещотки для танцев, овощных лошадей и коров, осенние травы и прочее тематическое.

Дома тщательно убирают, а на буддийский алтарь или бамбуковую полочку (бон-дана), украшенные в золотисто-охристых тонах, ставят таблички с каймё (посмертными именами), ароматические палочки и подношения для душ умерших - рис, фрукты, сладости, цветы, фонарики, какие-нибудь памятные вещи. Полочку для умерших в прошедшем году украшают с особой пышностью. В некоторых регионах делают специальные полочки для тех, у кого не осталось живых родственников (муэн-дана).

За двери выставляют особое подношение, овощных лошадей и коров (шорё-ума), сделанных из огурцов и баклажанов с ножками из переломленных палочек для еды. Обычно в первый день выставляют быструю лошадь (огурец), чтобы на ней души умерших добрались до дома, а в последний день - медленную корову (баклажан), чтобы немного отсрочить прощание.

На 11й и 12й день месяца (в некоторых регионах - на 7й день) люди поднимаются в горы, чтобы набрать цветов и осенних трав (бон-бана-мукаэ). И, чтобы души умерших могли навестить свои дома и не заблудились, по дорогам от кладбищ и горных вершин, где они обитают, вырывают сорную траву (бон-мичи-цукури), а к вечеру 13го дня во дворах зажигают бумажные фонарики или костры (мукаэ-бон). В некоторых регионах люди сами приходят на кладбища с большим фонариком (хьякку-хатта), чтобы встретить и проводить духов к себе в гости.

Традиционный танец бон-одори - завораживающий хоровод вокруг высокой деревянной постройки (ягуры), возведенной специально для фестиваля. Ягура же служит помостом для музыкантов и певцов. Танцоры пышно украшают прически и одежды, могут использовать веера и деревянные трещотки. Синхронные движения и музыка бон-одори уникальны для каждого региона, и, в зависимости от местной традиции, призваны успокоить или запутать души умерших (кто из танцоров живой, а кто мертвый). Иногда хоровод заменяют торжественной процессией.

В последний день Обона душам умерших указывают безопасный путь обратно в мир мертвых - с зажженными фонариками провожают до кладбищ и горных дорог (окури-бон), или отпускают их уплывать по воде (торо нагаши).

@темы: материалы, "Озеро духов"