Эйлинн
Начитаешься всякого, а потом живешь с этим... (с)
Да, это - краткий. :) Но если вы открыли пост и ужаснулись количеству текста, то читайте только нужный исторический период (они подчеркнуты), и предыдущие - в меру знания истории вашим персонажем. :)



Древнейшие эпохи японской истории называют и классифицируют по керамической посуде того времени - с веревочным орнаментом Дзёмон (~13000 лет до н.э. - ~300 лет до н.э.) или красноватым обжигом Яёй (~300 лет до н.э. - 300 год). В это время происходило активное заселение островов, а под влиянием Китая и Кореи развивались технологии заливного рисоводства, кузнечного дела, обработки и окраски тканей. Священными предметами эпохи Дзёмон были каменные статуэтки догу и яшмовые магатамы, эпохи Яёй - бронзовые зеркала и колокольчики.

Первые письменные сведения о древнейшей Японии содержатся в хрониках китайской династии Хань. В IV веке они пропали из-за междоусобных войн в Китае, а появились вновь уже в виде записей о "стране Ямато". Это название, тогда оскорбительно переводившееся как "земли карликов", позднее стали записывать как "великая гармония".

Около 300 года произошло воцарение Дзимму, легендарного первого японского императора, завоевавшего местные племена и объединившего их под властью племени Ямато. Эпоху Ямато (300-710 годы) принято условно делить на два периода - Кофун (300-592 годы) и Асука (592-710 годы). В первый период возник обычай хоронить знатных и богатых людей в курганах кофун, которые чаще всего имели форму замочной скважины.

Ямато управляли военный вождь о-кими и главы удзи, знатных родов. Наибольшим влиянием пользовался род Отомо, ведавший дворцовой стражей, смещенный затем родом Мононобэ, ведавшим военными отрядами и их вооружением.

В 538-552 годы проповедники Китая и Кореи принесли в Ямато буддизм. Новая религия получила огромное число последователей среди знати, но народ не мог усвоить ее сложных догм. И, хотя правители Ямато взяли курс на гармоничное сосуществование буддизма и синто, в 552 года началась война между родом Мононобэ, приверженцами синто, и родом Сога, приверженцами буддизма. В 587 году род Мононобэ войну проиграл, и реальная политическая власть оказалась в руках рода Сога, а император превратился в верховного жреца синто. Столицу перенесли в город Асука.

В 592 году правитель Ямато погиб от рук наемников. Воспользовавшись ситуацией, Сога Умако, глава рода Сога, сделал свою годовалую племянницу Суйко правительницей, а регентом при ней назначил принца Умаядо, более известного как принц Сётоку. В 604 году он издал "Рицурё" ("Уложение семнадцати статей"), первый свод законов Ямато. В 607 году принц Сётоку отправил посольство в Китай и в письме назвал себя "сыном Неба", титулом императора Китая. Когда посольство отказались принять, титул изменили на "тэнно" ("небесный правитель"), который традиционно переводится как "император".

Однако среди знатных родов Ямато возрастало недовольство правлением рода Сога. В 645 году произошел переворот Тайка ("Великие перемены"). После победы в борьбе за власть союза родов Сумэраги и Накатоми на престол взошел выходец из рода Сумэраги, император Котоку, а роду Накатоми даровали фамилию Фудзивара. Император Котоку провел масштабные реформы и существенно доработал "Рицурё". В 710 году он издал "Тайхорё", наиболее полную версию этого законодательного кодекса.

В 662-663 годы Китай захватил одно из корейских княжеств, союзных Ямато. Император Тэндзи, напуганный поражением своих войск, создал пограничные гарнизоны, в которых служили дружины гундан. Во время военных походов эти дружины соединялись в войско "итигун" под командованием "сёгуна".

С началом эпохи Нара (710-794 годы) страну разделили на 68 провинций и стали называть "Нихон", Япония. Город Нара (тогда - Хэйдзё), построенный по классическим китайским канонам, стал первой постоянной столицей. В 740-745 годы обострилась борьба между правящим императором, родственниками императора, знатными родами (Фудзивара, Отомо, Татибана, Саэки, Тадзихи) и монастырями. В Нара было выстроено около 1600 буддийских храмов и 400 синтоистских святилищ, и к концу эпохи их политическое влияние достигло такого уровня, что ради сохранения власти император Камму приказал перенести столицу в недостроенный город Нагаока.

В 785 году Фудзивара-но Танэцугу, ответственного за возведение новой столицы, убили при осмотре строящегося дворца, предположительно, по заказу принца Савара, младшего брата императора. Принц Савара умер в ссылке, а всех его сторонников изгнали или убили. Эти смерти, а так же несколько наводнений, часто случавшихся в окрестностях Нагаока, сочли дурными предзнаменованиями и местью злобного духа. Интриги двора затянули и без того дорогостоящее переселение, и планы по возвышению императорской власти провалились - страна оказалась в руках знатных родов во главе с родом Фудзивара. В 794 году столицу перенесли в Киото (или тогда - Хэйан).

С началом эпохи Хэйан (794-1185 годы) из-за новых земельных реформ и высоких налогов многие крестьяне были вынуждены просить защиты и покровительства у более крупных землевладельцев. Столичное правительство уже не могло поддержать порядок в стране, поэтому богатые землевладельцы нанимали отряды кондэй для защиты своих владений. Одновременно прекратился обязательный призыв крестьян на военную службу в пограничные гарнизоны. Все это способствовало зарождению и укреплению в провинциях знатных кланов буши, самураев.

В 936-941 годах состоялся дебют самураев в политике. После мятежа, названного смутой годов Дзёхэй и Тэнгё, в Японии выделилось два самурайских клана. Клан Минамото (или Гэндзи) происходил от императора Сэйва, а клан Тайра (или Хэйкэ) владел обширными землями в восточной Японии. Клан Фудзивара, девушки из которого становились женами императоров, занимал множество постов в столице и провинциях, и фактически, в течение нескольких веков контролировал политическую ситуацию в стране. Влияние клана достигло апогея в 1016 году, когда глава клана Фудзивара стал регентом.

В 1086 году император Го-Сандзё отрекся от престола в пользу малолетнего сына и стал монахом, но продолжил править страной из монастыря. Так было введено инсэй, правление императоров-монахов. Они имели собственный аппарат управления, независимый от официального, находившегося в руках клана Фудзивара. Императоры-монахи стали приглашать на государственные посты самурайскую знать, опираясь на кланы Тайра и Минамото. Влияние буддистских монастырей многократно возросло, а власть регентов Фудзивара стала номинальной.

В 1156-1159 году произошла смута годов Хогэн, которая началась с разногласий между императором-монахом Го-Сиракава и номинальным императором Сутоку о целесообразности продолжения инсэй. Фудзивара-но Тадамити, старший сын регента, принял сторону Го-Сиракавы, а его младший брат, Фудзивара-но Ёринага - сторону Сутоку. Обе стороны искали поддержки у кланов Минамото и Тайра. Когда мятеж был подавлен, а императора Сутоку сослали в провинцию, клан Фудзивара окончательно потерял свое влияние. Кланы Минамото и Тайра стали самыми влиятельными политическими силами в Японии.

В 1159 году произошла смута годов Хэйдзи, ставшая неудачной попыткой отстранить от власти клан Тайра. Фудзивара-но Нобуёри подговорил оставшихся при дворе Минамото отомстить за погибших в смуте годов Хогэн. Воспользовавшись отъездом главы клана Тайра и его старшего сына, заговорщики напали на императорский дворец. Тайра-но Киёмори, узнавший об этом в пути, спешно вернулся в Киото. Его воины выкрали императора Нидзё и атаковали лагерь клана Минамото. Заговор потерпел неудачу, воинов из родов Фудзивара и Минамото казнили, а их сыновей отправили на воспитание в монастыри. К 1164 году в живых остался лишь один взрослый Минамото - почтенный старец Минамото-но Ёримаса, не представлявший никакой угрозы. К 1180 Тайра-но Киёмори фактически стал правителем Японии, а затем и регентом, и отрекшийся император-монах полностью от него зависел.

В 1181 году, после смерти Тайра-но Киёмори, кланы Минамото и Тайра в борьбе за власть развязали войну Гэмпэй. Клан Минамото, стремившийся захватить богатые земли клана Тайра, располагал более боеспособной и многочисленной армией, и, в конечном счете, в 1185 году нанес им сокрушительное поражение в битве при Дан-но-ура (сейчас - Шимоносэки). Клан Тайра был уничтожен, а Минамото-но Ёритомо даровали титул сёгуна.

В 1192 году Минамото-но Ёритомо с позволения императора назначил в провинциях военных губернаторов сюго и земельных голов дзито, и основал новое правительство в своем родном городе Камакура, получившее название первого сёгуната, сёгуната Минамото, или эпохи Камакура (1185-1333 годы). В Японии сложились две системы управления, кугэ в Киото, придворная аристократия во главе с императором, и бакуфу в Камакуре, строившаяся на вассальных отношениях между сёгуном и самураями-землевладельцами гокэнин.

После смерти Минамото-но Ёритомо его советники из клана Ходзё уничтожили часть влиятельных самурайских кланов и взяли власть в свои руки. Должность сёгуна стала номинальной, и на нее назначали родственников императора и выходцев из аристократических родов. В 1221 году император-монах Го-Тоба, стремившийся восстановить централизованную власть, поднял в Киото мятеж против сёгуната. Но восстание было разбито. Императора-монаха отправили в ссылку, а Ходзё-но Масако, вдова Минамото-но Ёритомо, стала регентом. Для закрепления своих позиций регенты Ходзё в 1232 году издали "Список наказаний", первый свод законов самураев.

В 1250 году Япония отказалась принять верховенство Монгольской империи, и оба монгольских вторжения, в 1274 и 1281 годах, были разбиты тайфунами "камикадзе" и войском самураев. Но, несмотря на военный успех, сёгунат никак не наградил своих вассалов и сильно подорвал доверие к себе.

Из-за раздробления страны, закладывания и продажи земельных наделов многие самураи вскоре лишись средств к существованию. В 1297 году сёгунат издал "Указ благодатного правления", который снимал долги и вынуждал ростовщиков вернуть закладчикам-самураям все заложенное имущество и землю без процентов. Этот указ не только не покончил с бедностью военных кланов, но даже усугубил их положение, поскольку теперь самураям никто не давал взаймы. В 1318 году император-монах Го-Дайго вновь попробовал поднять мятеж против сёгуната, но его постигла судьба предшественника.

В 1333 году стремительно теряющий свои позиции клан Ходзё начал проводить политику централизации управления, чем вызвал еще больше недовольства самурайских кланов в провинциях. Воспользовавшись этим, император-монах Го-Дайго сбежал из ссылки. Его сторону приняли самурайские кланы в провинции. Один из их предводителей, Асикага Такаудзи, захватил ставку сёгуната в Киото, а другой, Нитта Ёсисада, атаковал Камакура и свергнул сам сёгунат вместе с кланом Ходзё. В 1334 году император-монах Го-Дайго вернулся в столицу. Последовавшие за этим события и реформы получили название реставрации Кэмму (1333-1336 годы) и стали первым периодом второго сёгуната, сёгуната Асикага, или эпохи Муромачи (1333-1537 годы).

Император Го-Дайго задумывал восстановить централизованное государство и прежние монархические порядки, и создать новое правительство из придворной аристократии и самурайской знати, но на деле его реформы улучшили положение только придворных и никак не решили проблемы самураев.

В 1336 году бывший сторонник императора, Асикага Такаудзи, возглавил мятеж против власти реставраторов. Он захватил Киото, назначил нового императора и издал "Список Кэмму", в котором заявил о создании нового сёгуната в столице. Свергнутый император Го-Дайго бежал на юг к горе Ёсино, где назвал мятежников "врагами престола" и основал отдельное императорское правительство. Началось Намбокучо (1336-1392 годы), противостояние между Северным двором в Киото и Южным двором в Ёсино.

В 1338 году Северный двор даровал Асикага Такаудзи титул сёгуна и резиденцию в столичном районе Муромачи. В отличие от Го-Дайго, он начал проводить политику децентрализации. Военные губернаторы получили право забирать себе половину налогов из провинций и права самостоятельно помогать обедневшим самураям. Эти реформы должны были привлечь самурайские кланы на сторону Северного Двора, но многие военные губернаторы не выполняли указаний из столицы.

В 1392 году третий сёгун Асикага Ёсимицу объединил две враждующие династии, заставив императора Южного двора отречься от престола и передать власть императору Северного двора. Также Асикага Ёсимицу установил жесткий контроль над военными губернаторами, но после его смерти сёгунат стал понемногу терять власть над провинциями, а сёгуны вновь превратились в марионеток в руках своих советников.

В 1467-1477 годы из-за разногласий между советниками о назначении следующего сёгуна началась смута годов Онин, положившая начало периоду Сэнгоку (1467-1573 годы), эпохе воюющих провинций. Власть в провинциях захватили восставшие против военных губернаторов главы самурайских кланов, даймё. Они перестали платить налоги сёгунату, установили местные законы на своих землях, возводили замки и собирали собственные отряды, и фактически превратили провинции в небольшие государства, враждовавшие друг с другом.

По всей стране вспыхнули крестьянские восстания. В 1486 году в провинции Ямасиро обедневшие самураи выгнали всех чиновников сёгуната и самостоятельно правили в течение восьми лет, а в 1488 году приверженцы буддистского учения Дзёдо-синсю захватили власть в провинции Кага и удерживали ее около века.

В 1543 году португальские миссионеры, первые европейцы, побывавшие в Японии, завезли в страну не только христианство, но и огнестрельное оружие. Впервые аркебузы были опробованы при штурме замка Кадзики в провинции Осуми, а получили широкое применение - в знаменитой битве при Каванакадзима, крупнейшем сражении между даймё Такэда Сингэном и Уэсуги Кэнсином.

В 1560 году даймё Имагава Ёсимото, чьи земли находились в трех провинциях от столицы, попробовал захватить Киото, но был побежден в битве при Окэхадзама даймё провинции Овари, Ода Нобунага. Впрочем, Ода Нобунага, чьи земли находились уже в двух провинциях от столицы, решил последовать его примеру и в 1568 году вошел в Киото.

В 1573 году Асикага Ёсиаки, ставший сёгуном при поддержке даймё Ода Нобунага, по его приказу сложил полномочия и ликвидировал сёгунат Муромачи. Ода Нобунага, ставший правителем Японии, при поддержке европейских миссионеров и торговцев начал проводить политику объединения страны.

В 1582 году в буддийском монастыре Хонно-дзи Ода Нобунага пал от руки предателя Акэти Мицухидэ. Власть в свои руки взял один из полководцев Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёши. Период их пребывания у власти получил название эпохи Адзучи-Момояма (1573-1603 годы), по именам их резиденций.

И, хотя его сильнейший противник, клан Такэда, уже был побежден в битве при Нагасино в 1575 году, множество других самурайских кланов оставались неподконтрольными столице. В 1590 году в битве при Одавара Тоётоми Хидэёши разбил войско последнего из них, клана Ходзё. В 1600 году, после смерти Тоётоми Хидэёши, его вассал Мацудайра Иэясу победил своих конкурентов в борьбе за власть в битве при Сэкигахара и завершил объединение Японии.

В 1603 году Мацудайра Иэясу получил титул сёгуна и фамилию Токугава, и основал в городе Эдо (сейчас - Токио) самурайское правительство, получившее название третьего сёгуната, сёгуната Токугава, или эпохи Эдо (1603-1868). Власть императоров стала номинальной. Токугава Иэясу владел одной четвертой земель страны, а остальные земли, ханы, пожаловал трем сотням даймё. В зависимости от степени подчиненности сёгунату, даймё делились на "родичей", "верных вассалов" и "новых вассалов". Для предупреждения мятежей сегунат сильно ограничил их политические полномочия "Законами военных домов" и обязал каждый год совершать дорогостоящие поездки в восточную столицу.

В 1614 году сёгунат, до того поддерживавший христианских миссионеров из-за выгодной торговли с Европой, стал опасаться, что Японию втянут в противостояние между протестантскими Голландией и Англией и католическими Португалией и Испанией. Токугава Иэясу начал проводить политику преследования христианства и "сакоку", политику изоляции, направленную на ограничение любых связей с Европой и ее колониями.

В 1637-1638 годы японские христиане устроили восстание в Шимабаре, а в 1639 году, чтобы полностью уничтожить христианство на территории страны, сёгунат издал указ, запрещавший американским и европейским кораблям прибывать в Японию. Исключение было сделано только для Голландии, корабли которой, оказавшие поддержку в подавлении восстания, получили возможность торговать в порту Нагасаки.

В начале XVIII века в японских деревнях распространились денежные отношения. Последовавшее за этим резкое снижение стоимости риса вызвало разорение натурального хозяйства и нехватку денежных средств у сёгуната и даймё, зависевших от налогов на рис.

Чтобы спасти положение, в 1716 году восьмой сёгун, Токугава Ёсимунэ, провел ряд налоговых и финансовых реформ, получивших название реформы Кёхо. В 1787 году эти реформы продолжили Мацудайра Саданобу и одиннадцатый сёгун, Токугава Иэнари, но общественные и экономические трудности преодолеть не удалось.

В начале ХIX века из-за постоянных неурожаев страну потряс сильный голод. Сёгунат принялся скупать рис в провинциях и отправлять на склады в восточной столице, что привело к восстаниям самурайской знати и крестьян в ханах. Проведенные в 1841 году реформы Тэмпо, призванные решить ситуацию, на деле только ухудшили отношение к сёгунату.

Одновременно с этим восточные ханы, Сацума и Чошу, преодолели экономические трудности своими силами. Они стали привлекать к руководству одаренных самураев из низшего сословия и поддерживали торговлю. К 1853 году оба хана приобрели достаточно силы, чтобы соперничать с сёгунатом.

В 1853 году к берегам Японии пристали "черные корабли" под командованием американца Мэттью Пэрри. Это событие положило начало падению сёгуната, или периоду Бакумацу (1853-1869 годы). В 1854 году Мэттью Пэрри вынудил сёгунат принять письмо американского президента и открыть страну для торговли. В 1858 году с Америкой, Голландией, Россией, Британией и Францией были подписаны неравноправные договоры Ансэй, отменившие политику изоляции.

Из-за недовольства подобной политикой и неспособностью сёгуната дать отпор иностранцам, в Японии зародилось движение "Сонно джой" ("Да здравствует Император, долой варваров!"). В 1858-1859 годы четырнадцатый сёгун, Токугава Иэмочи, провел чистки Ансэй, ряд жестких репрессий против предводителей "Сонно джой", положив начало восстанию против сёгуната. После поражений в войне с иностранцами, самураи ханов Сацума и Чошу, возглавившие это восстание, осознали, что Япония сильно отстает от Америки и Европы в техническом плане. Они модернизировали войска и провели переговоры с императорским домом.

В 1864 году, сёгунат предпринял первый карательный поход против хана Чошу, чтобы подавить восстание, и сменил его руководство. Но в 1865 году в хане Чошу произошла революция, сторонники "Сонно джой" снова взяли власть в свои руки, а второй карательный поход закончился поражением войск сёгуната. Через год при посредничестве Сакамото Рёма ханы Сацума и Чошу создали тайный союз, чтобы свергнуть сёгунат и возродить правление императора.

В 1866 году сёгуном стал Токугава Ёсинобу, а императором - четырнадцатилетний принц Мицухито, сделавший своим девизом Мэйдзи ("Светлое правление"). В 1867 году Токугава Ёсинобу, стремившийся создать новое правительство, в котором он сам занимал бы пост премьер-министра, отказался от титула сёгуна и вернул государственную власть императору.

Этим воспользовался союз ханов Сацума и Чошу, и в 1868 году в одностороннем порядке был принят "Указ о реставрации императорского правления". Обманутый Токугава Ёсинобу развязал войну Бошин, окончившуюся в 1869 году полным поражением войск сторонников сёгуната.

Реставрация Мэйдзи (1868-1912 годы) стала периодом масштабных политических, военных, экономических и социальных реформ. Новое правительство, созданное по образцу органов власти европейских стран, утвердило конституцию, уравнявшую в правах четыре японских сословия (самураев, крестьян, ремесленников и торговцев). Страну разделили на 72 префектуры (в современной Японии - 47 префектур). Японская империя превратилась в развитое индустриальное государство.

В 1871-1875 японские дипломаты провели успешные переговоры, решившие проблему неравноправных договоров Ансэй, заключенных сёгунатом Токугава. В 1895 году Япония одержала победу в первой войне с Китаем, а в 1905 году - в войне с Россией, и захватила Тайвань, Корею и южный Сахалин.

Короткий период демократического правления сменился патриотическим милитаризмом эпохи Тайсё (1912-1926 годы). В 1914 году Япония вступила в Первую мировую войну (1914-1918 годы) на стороне Антанты с целью увеличить свою территорию и международный авторитет.

В 1926 году с восшествием на престол императора Хирохито, началась эпоха Сёва (1926-1952 годы). Его правление ознаменовалось ростом военной мощи страны. Императорские Армия и Военно-морской флот даже получили право вето при формировании Кабинета министров. После убийства в 1932 году премьер-министра Японии Инукаи Цуёси военные стали обладать практически полным контролем над страной.

В 1931 году Япония, продолжившая расширять территорию, захватила Маньчжурию и демонстративно вышла из Лиги Наций, когда в 1933 году ее подвергли осуждению за это вторжение. В 1936 году Япония стала членом "Пакта трех держав" наряду с нацистской Германией и фашистской Италией. Одновременно с этим Япония подписала "Пакт о нейтралитете" с Советским Союзом, гарантировавший неприкосновенность Маньчжурии и Монгольской народной республики.

В 1937 году Япония развязала вторую войну против Китая, после чего Соединенные Штаты наложили запрет на ввоз нефти в Японию. В 1941 году Япония вступила во Вторую мировую войну (1941-1945 годы) и атаковала Перл-Харбор. Япония захватила Филиппины, Гонконг и Малакку, но в 1942 году потеряла превосходство из-за поражения в Коралловом море.

В 1945 году, после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и после вступления Советского Союза в войну против Японии, император Сёва принял акт о безоговорочной капитуляции.

В 1947 году японское правительство издало новую конституцию, которая провозгласила в стране либеральную демократию. В 1952 году в Сан-Франциско был подписан мирный договор, закончивший период оккупации Японии (1945-1952 годы). В 1956 году Япония вступила в ООН. В 1989 году на престол вступил император Акихито, положив начало современной эпохе Хэйсэй (1989 - наши дни).

@темы: материалы, "Озеро духов"